(Автор искусствовед Яворский Войцех Томашевич)
Писать о художнике, который заслуживает дифирамбов всегда приятно! Но этот случай еще и крайне ответственен и почетен, так как статья эта будет предварять просмотр его первого большого каталога с первой персональной выставки!
Как говорится – «Вернисаж, о котором мечтали поклонники творчества Татьяны Кузьминой-Чугуновой – СВЕРШИЛСЯ!..»
На этой торжественной ноте стоило бы поставить точку в тексте, превратив его в импровизированный тост, но формат требует другой стилистики…
Так вот, кто такая Т.А. К-Ч? Откуда она и куда идет?
Всегда существует соблазн ограничиться перечислением внешних, очевидных достоинств художника, делая упор только на его творческую биографию – учеба, выставки, продажи… - ведь, собственно, для понимания уровня известности и признания этих данных достаточно. Однако не в нашем случае! Ибо без понимания всей полноты личной истории Татьяны, без корреляции ее протокольной цивильной биографии с творческой – понять масштаб художника невозможно!
Хотя, если быть честным, самого присутствия перед ее полотнами достаточно для острого сочувствия и сопереживания главным героям!
Тем не менее, продолжим!
Есть художники призванные, а есть selfmadeartist! Призванные ощущают свою избранность практически с четко определяемого момента, а вторые создают себя упорным тяжелым трудом всю жизнь!
Татьяне посчастливилось синтезировать оба этих качества. Узнавание в себе творческой личности произошло в ее жизни достаточно рано – потребность в рисовании существовала, чуть ли не с пеленок. Однако понимание, что это именно жизненная стезя живописца, пришло к ней в достаточно зрелом возрасте, когда позади остались и детство (прощай семейные оковы), и школа, из стен которой Татьяна вышла на свободу, подобно голливудским героям из тюрьмы «Алькатрас», и первое профессиональное образование (оформитель-витражист) с двухгодичной отработкой на авиационном заводе в бюро эстетики в городе Казань (чем не каторга?)..
Кстати, это одна из коренных особенностей личности художника – неугасимая страсть к СВОБОДЕ!
Уже, находясь на пороге филологического факультета (мы потеряли писателя-журналиста?), Татьяна, как это всегда бывает, встретила вестника Богов, бывшую преподавательницу живописи в «ремеслухе» – которая, в ультимативном порядке, отправила ее в казанское художественное училище, навеки осчастливив полным соответствием ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ!
Далее со слов автора – все четыре года основным, можно сказать единственным, интересом и занятием неофитки прекрасного, стало обучение мастерству живописца! И никакие соблазны студенчества от этого подвига Татьяну отвернуть не могли! Тут мы лукаво потупим глаза, но и согласимся – действительно, в отличие от многих (почти всех) студенток художественных учебных заведений, Татьяна реально была полностью (95%?) поглощена созданием в себе ХУДОЖНИКА!
И тут я в первый раз хочу обратить Ваше внимание на сильнейшую сторону Кузьминой-Чугуновой - это Богом поцелованный портретист! Почему именно здесь этот акцент поставить уместно? Потому что ПОБЕДИТЕЛЬНЫЙ дух (вторая особенность личности Татьяны) – получил на дипломной работе один из самых обидных уколов – исторически-литературная тема картины «Казнь Чернышевского» (аукается филологический провенанс студентки) была оценена комиссией на 4 балла… По причине неправильной трактовки образа эшафота… Привет нашим «почвенникам»!
А ведь тут скорее можно винить куратора Татьяны – проглядеть, что перед ним Портретист с большой буквы, который способен был в образе сокурсницы (Портрет Галины, урожденной Орловой) провидеть личность достойной кисти Репина, что может быть более непрофессиональным?
Друзья, это самая главная черта художника Татьяны Кузьминой-Чугуновой – она ПОРТРЕТИСТ! Тонко чувствующий свои модели, умеющий раскрыть в их образах лучшие качества, вселяющая в них уверенность в собственной значимости, пробуждающая желание стать лучше!..
Но вернемся к исторической фабуле.
Училище окончено, впереди высшее образование (как цель) и одновременно наступает пора неумолимого кармического рока! Художника создают не только намерение и труд, важнейшим знаменателем является так же личностный рост и здесь без духовной работы, прохождение через катарсис души обойтись невозможно.
Сначала произошло пленение! Татьяна лишилась одной из главных составляющих своего я – СВОБОДЫ! На уровне обыденном, она попала в тенета быта и домостроевский (в худших его традициях) семейный режим, навязанный ей на долгие десятилетия. Следствием был вынужденный отказ от своего творчества и от творчества вообще. А в плане художественных предпочтений наступила тирания «почвенничества», основным условием которого является уход от внутренней свободы…
На пути к высшему образованию, усиленно готовясь к академизму, Татьяна достигла уровня мастерства, позволяющей ей на равных говорить с любыми корифеями прошлого. И это еще одна выдающаяся особенность Татьяны – умение УЧИТЬСЯ!
Однако ее свободолюбивый образ не был воспринят Глазуновской академией, а направленная подготовка именно в этот ВУЗ лишили художника возможности учиться в других учебных заведениях.
Фиаско на пути к цели, плюс погружение в семейный быт надолго отринули Татьяну от художнического самовыражения. И только подойдя к краю, когда встал вопрос о Жизни и Смерти – не быть Художником и жить в положении «рабыни» стало невозможно, она сумела включить свои лучшие качества – ЛЮБОВЬ, СВОБОДОЛЮБИЕ И ПОБЕДИТЕЛЬНОСТЬ НАТУРЫ и наконец, встать на путь служения своему ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ!
Именно благодаря этой революции мы видим в этом альбоме весь спектр достижений нынешней Татьяны Александровны Кузьминиой-Чугуновой!
Это ПОРТРЕТЫ, в которых ЛЮБОВЬ к людям удивительно гармонично сочетаются с мастерством, умением найти точный художественный язык, умением замереть на пике раскрытия личности модели, отставляя в сторону, ложно понимаемую академическую «законченность»!
Первым таким портретом была работа с образом молодой певицы Марией Дмитриевой. За кажущейся легкостью изображения тонкий ценитель увидит предельную концентрацию художника, доведение до минимума всей внешней атрибутики «школы», сохранение абсолютной узнаваемости в сочетании с яркой характерностью, достигаемой минимальными средствами. Вспоминается Антон Павлович Чехов с его изумительным афоризмом. У Татьяны краткость и точность в воплощении образа уже перешла границы сестринства и стала просто проявлением таланта!
Интересен образ Татьяны Ларсман – удивительно красивой женщины, в которой непосвященный очевидец мнит гламурную светскую львицу. Художник смог не просто отказаться от навязанного клише, но выделить и создать ту главную сущностную часть личности модели, в которой мы, зрители, видим тонко чувствующего романтика, преданного и восторженного друга, жаждущего душевной теплоты и дарящего своим близким любовь своего сердца. Интересно, что для решения этого образа, художник избрал стиль «модерн», который является наиболее точным языком для воплощения «светскости».
У Татьяны Кузьминой-Чугуновой все портреты, конечно же, заслуживают отдельного упоминания, однако, ограниченный рамками формата, я хотел бы обратить Ваше внимание на решение мужских образов. И тут, одним из самых показательных является портрет «Профессора, врача Глеба Барашкова». Руки, спасающие, руки-целители – удивительная находка художника. И глаза… Взгляд умудренного человека, в которых, несмотря на камуфляж цинизмом, чувствуется боль и сострадание к людям.
Глаза моделей Татьяны Кузьминой-Чугуновой – это лакмусовая бумажка ее мастерства. Известна особенность в написании человеческих очей художниками, когда, невольно, они всем портретируемым рисуют одни и те же «свои» глаза… Не то у Татьяны – каждый раз она создает «зеркало души» конкретного человека, полностью абстрагируясь от своей личности.
Удивительна серия детских образов в цикле «Фэнтази», в которых присутствует тонкий психологизм, а детей писать труднее всего именно из-за их чистоты и психологической неустойчивости. Дыхание ЛЮБВИ простерто над ними – опека и ответственность МАТЕРИ, просматриваются в этих работах с пронзительной ясностью! И это, кстати, еще одна черта Татьяны, как человека – МАТЕРИНСТВО!
Умение подметить в обычных ситуациях художественность, умение отойти от «литературщины» в жанровых сценках, тонкое чувствование окружающего ребенка Волшебства, позволяют Татьяне создавать такие добрые, волшебные картины, как «Тихий разговор» или «Не трогай»!
«Фэнтази для взрослых» - удивительный цикл, в котором Аллегория настолько слилась с Правдой жизни, что мы, зрители, невольно ощущаем себя героями-персонажами этих картин.
«Восторг граната», «Мой Джон», «Искушение гранатом», другие картины этого цикла заставляют зрителя жалеть о том, что он не может занять место экзотического фрукта, любимого кота и ощутить всю мощь направленной ЛЮБВИ автора.
Москва! Я думаю, что будь у городов нашей планеты возможность выбирать художников-портретистов – Татьяна была бы в первых рядах конкурсантов, так как любовь к городу, в котором она живет и творит, чувствуется в каждой акварели (почти миниатюрах) с поистине монументальной силой.
И, наконец, цикл «Замочная скважина»… Смесь откровенности, откровения и целомудрия, защищенного чувством Любви. Я бы сказал, что это манифест Татьяны, в котором он объявляет миру, что на художественную сцену вышел мастер, обладающий безмерной СВОБОДОЙ, ярко выраженной ЛЮБОВЬЮ, стремлением к ПОБЕДАМ и главное – настоящей ЧЕСТНОСТЬЮ МАСТЕРА!